Архив записей

Главная » Статьи о Китае » Император Канси. Династия Цин. История Китая. Часть 2

Император Канси. Династия Цин. История Китая. Часть 2

Император Канси2Ян Гуансянь и мусульмане, вместе с китайскими националистами и прокитайски настроенными маньчжурами, в конце концов, перестали поддерживать то, что, как они считали, превращается в узурпацию имперского календаря христианами. На их взгляд, злоупотребление было слишком явным, открывая иностранной силе, папству, возможность диктовать Сыну Неба его поведение. И в самом деле, ситуация выглядела опасной и, в любом случае, принципиально недопустимой. Таким образом, имелись веские основания для того, чтобы в 1665 г. Ян Гуансянь начал гонения на иезуитов и навязал правительству необходимость возвращения к идеям Чжу Си (1130-1200 гг.), знаменитого мыслителя конфуцианской школы принципа. Одновременно он обнародовал антихристианский приказ, суровость которого свела на нет полвека проповеди и даже чуть не унесла жизнь известного отца Адама Шаля, работавшего в Бюро календаря, после того как ему едва удалось пережить гибель династии Мин.
Пятнадцатого апреля 1665 г. незадачливый отец вместе с работавшими с ним китайскими собратьями был приговорен к медленной смерти. По воле случая или Провидения, на следующий день, когда приговор должен был быть исполнен, столицу поразило землетрясение. Великий совет и вдовствующая императрица увидели в этом знамение Неба. Семнадцатого мая отосланный назад приговор был снят, и происшествие, казалось, было забыто. Затронув лишь горстку иностранцев, часто разделенных между собой в зависимости от национальности и оторванных от своей базы в Риме, по-меньшей мере, шестимесячным путешествием на корабле, оно, безусловно, могло остаться без всяких последствий. Однако придворные сановники слишком мало заботились о том, чтобы хладнокровно проанализировать авторитет и стремление к добродетели «маленького» Канси.
Этот подросток удивил всех. Кто бы мог предвидеть, что в 1667 г., в возрасте двенадцати лет, он разгонит своих регентов и утвердит единоличную власть? Если в этот момент иезуиты смотрели вперед, а они умели это делать, то надежда на возвращение доброго отношения вновь затеплилась в их сердцах. Правда, им пришлось ждать еще два года, но в 1669 г. отец Фердинанд Вербист и все священники вновь заняли свое место в Бюро календаря. Христианские астрономы надолго одержали верх над своими мусульманскими коллегами.
При взгляде из нашего времени и в силу парадоксальности решения, принятого императором в данном вопросе, можно сказать, что оно служит прекрасной иллюстрацией того удивительного культурного синтеза, к которому снова и снова стремились самые динамичные императоры маньчжурской династии и который позднее, при Цяньлуне, в XVIII в., даже стал частью их политической программы. Именно через подобные конфликты, на радость и на горе, происходило постепенное знакомство Западной Европы и Восточной Азии, вызывая с обеих сторон подлинные перевороты в сознании - сначала в Европе, где открытие Китая дало толчок к переосмыслению традиционной богословской космогонии, затем в Китае, на добрый век позже, когда империя вынуждена была признать превосходство агрессивной, но действенной глобалистской политики англосаксов.

Источник этого материала http://www.chinamodern.ru/?p=23532
Комментарии:

Комментировать

Baш E-mail не будет опубликован


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>